interview Marina Romanova - 2005

Культура/современный танец

Марина Романова - Смелость стать следующим

 Для золотого века современного танца необходимы условия: школа; сцена; публика. А главное творческое предпринимательство. Иначе за первым поколением второе может не придти

На участие в главном театральном фестивале страны Золотая маска из Екатеринбурга вновь отобраны коллективы, работающие в жанре современного танца, и сразу три: Провинциальные танцы, эксцентрик-балет Сергея Смирнова и Институт танца; одна труппа едет из Челябинска Театр современного танца. Урал вновь доказывает столичность в этом виде искусства.

Между тем среди профессионалов и поклонников появляется мнение, что после бурного старта жанр замер. Он как бы притормозил, не зная, куда двинуться дальше, оглядывается вокруг. То, что создается сегодня, так же прекрасно, как то, что создавалось вчера, но является лишь интерпретацией на прежнюю тему. Речь не об остановке: индивидуально каждый хореограф движется и меняется в рамках собственного фарватера. Но принципиально новое пока не светится на горизонте.

 Оценить нынешнее состояние contemporary dance мы предложили известному хореографу, дважды лауреату Золотой маски  хореографу Челябинского театра современного танца Ольге Пона (взгляд изнутри) и иностранному эксперту Аату Хоугею, много лет проработавшему в системе образования Нидерландов, которого можно назвать теоретиком и философом жанра (взгляд со стороны). Поэтому в разговоре постоянно возникают сравнения и параллели: Урал, Россия, Запад. Аат много ездит по нашей стране, бывает на различных фестивалях, особенно хорошо он знает Урал. В Екатеринбурге Ольга и Аат находились по приглашению факультета современного танца, несколько лет назад созданного при Гуманитарном университете и являющимся первым учебным заведениям в данном жанре в России.

 - В какой точке развития, на ваш взгляд, пребывает российский contemporary dance?

 Аат: - Я думаю, никакой остановки нет. Просто мы имеем дело все еще с первой генерацией людей в жанре современного танца. Они стали более узнаваемы, они очищают, выкристаллизовывают стиль. А вот чего действительно не достает, так это новых имен. Поколению, следующему за первым, всегда сложнее найти свое место, так как сильно влияние первопроходцев, которые уже стали мастерами. В России же это еще труднее из-за свойственного россиянам качества: не всегда хватает смелости начать новое, взять и решиться, создать свою компанию, творческий коллектив. Не хватает духа предпринимательства, не только в бизнесе, но в любом деле.

 Ольга: - 10-12 лет, сколько существует у нас современный танец, еще не период, в который можно говорить о всплесках и падениях. Это еще становление, движение по прямой.

 Аат: - Если мы хотим золотого века уральского, российского современного танца, мы должны создать условия, чтобы новые люди приходили в этот жанр. Например, хореографами нередко становятся те, кто начинал танцовщиками. Может быть, задача руководителя коллектива дать возможность, время, пространство и танцовщику сделать что-то свое. Затем, начинающий хореограф нуждается в исполнителях. Их мало, и ему приходится работать с детьми, учить их. Это приятно и благородно, но тяжело соревноваться с теми, кто работает с готовыми артистами. Затем, нужно показать свое произведение. А сценическую площадку найти не так-то легко. В России, в отличие от западной традиции, каждое театральное здание имеет свою труппу, и руководство не заинтересовано в чужаках.

 - То есть так можно сформулировать условия наступления золотого века современного танца. Первое: школа, профессиональная подготовка. Второе достаточное количество сценических площадок. Третье, предположу, публика.

 Аат: - Да, но фундаментом я бы назвал то, о чем уже говорил: ощущение свободы в творческом предпринимательстве, смелость посягнуть на авторитеты, создать свое. В отношении же публики можно только пожелать, чтобы ее интерес не падал. Когда приезжаешь с Запада и смотришь на российские залы, думаешь: боже мой, сколько людей здесь любят и понимают современный танец! В Европе сто-двести человек на представлении, не больше.

 Ольга: - Наша публика не разграничивает четко понятия драматический театр, танец, современный танец. Это определенная прослойка, интеллектуальная, продвинутая, которая придет и на экспериментальное представление в драматическом жанре, и на contemporary dance. Для Запада характерны более узкие лучи интереса, направленные на разные жанры.

 - Система образования в современном танце в России только формируется. Однако в Екатеринбурге уже можно говорить об определенной структуре: школа современного танца (среднее специальное образование), факультет в университете (высшее образование). Есть ли местные отличия от западной образовательной системы?

 Аат: - Образование в искусстве идет от мастера к ученику. Разница в базе, в тех педагогических ресурсах, которые имеются здесь и там. Опасно импортировать сюда западную модель. Там эстетика современного танца сформировалась в 60-е годы, вы в ней не нуждаетесь, у вас своя ситуация. Я открыл для себя: российские люди почему-то думают, что все, привезенное с Запада, лучше, чем здешнее. Странное мнение. Если приглашают специалиста-хореографа, потому что знают: его опыт близок и полезен, это нормальная мотивация. Если только исходя из того, что он иностранец это, конечно, неправильно. Да везение России в том, что она еще не имеет своей истории современного танца.

 - Это парадоксальное утверждение.

 Аат: - История прошлое, пребывание в нем не приводит к прогрессу, традиция тянет назад. Если старшее поколение постоянно говорит младшему: это уже сделано, нет смысла делать то же самое оно убивает всякую инициативу. А в России никто, к радости, не может сказать: так уже было. Здесь пока еще можно делать все. Или не делать.

 - Contemporary dance считается одним из наиболее интернациональных видов искусства. Язык тела не требует перевода. Или это не так? Как вы считаете, имеет ли движение национальность?

 Аат: - Я бы не употреблял слово национальность, оно слишком сильное и тянет на флаги и гимны. Но, конечно, движение национально идентифицируется. Самый простой пример: люди, живущие в горах, привыкшие передвигаться по камням, имеют иную физику движения, нежели те, что живут на равнине. Также можно отметить разницу в движениях жителей жарких и холодных стран. Сказываются и культурные традиции. Например, в России очень сильно влияние фольклорного танца, хотя вы сами, может быть, этого и не замечаете. В Голландии же нет фольклорного танца.

 Ольга: - Несомненно, каждый является продуктом той или иной страны. Однако и в одной культуре люди и их проявление в движении столь разнообразны, что личностные, индивидуальные различия я считаю более значимыми, чем национальные.

 - Может ли повлиять на судьбу современного танца политика государства в сфере искусства?

 Аат: - Я думаю, что современный танец может развиться и без государственного внимания, независимо от него. Но. Мое глубокое убеждение, что правительства обязаны поддерживать любые инновации: в искусстве, в науке, в производстве. Однако государства, по моим наблюдениям, предпочитают больше заботиться о прошлом.

 Ольга: - В Екатеринбурге современный танец не имеет государственной поддержки (все коллективы существуют сами по себе), но развивается. Мы же везунчики. Челябинский театр современного танца муниципальный. Мы имеем маленькие деньги, но они дают стабильность и позволяют сохранить коллектив. Муниципальный статус позволяет оставаться вместе, он держит.

 - Очевидно, не случаен тот факт, что первый в стране факультет современной хореографии возник в негосударственном вузе. В следующем учебном сезоне предстоит выпуск первых профессионалов в жанре contemporary dance. Насколько они будут востребованы?

 Ольга: - Стоит только оглядеться на поле современного танца, и работа найдется. Можно пробовать себя в качестве хореографа. Можно работать танцовщиком, можно пойти в педагоги. Конечно, требуется проявлять инициативу, ту самую смелость предпринимательства, о которой говорил Аат. А вакансии есть везде. В танцовщиках нуждаются коллективы, в педагогах дворцы культуры, досуговые центры. А в хореографах страна.